вторник, 17 марта 2015 г.

ГОД РУССКОЙ ВЕСНЫ. Новые вызовы для татарского народа

Крым. Белогорский район
Вот и прошел год. 12 месяцев, которые вместили в себя широчайшую гамму эмоций и политических событий на небольшом клочке суши, плывущем в Черном море. Крым снова стал частью России. Свершилось. Однако следует помнить, что возвращение Крыма - это лишь первый шаг. Впереди еще множество этапов, в череде которых, наиважнейший - это восстановление полного доверия между всеми участниками публичного дискурса на полуострове.


Относится к проблеме крымскотатарского народа как к полностью исчерпанному вопросу - преждевременно. Благодушная эйфория властей Крыма в отношении этой проблемы может закончится суровыми испытаниями.

Спустя год приходится констатировать, что на российском полуострове вполне вероятна масштабная политическая провокация, последствия которой очень опасно недооценивать. Все еще существует масса лазеек, через которые можно ввести в истощенный, и медленно выздоравливающий крымский организм - разрушительный вирус. Традиционно для таких целей западные «доктора» используют наиболее действенный компонент – национальный.

Сообщество крымских татар все еще не остыло. Народ пребывает одновременно в страхе и надежде. Фактических положительных изменений в жизни простых татар пока произошло немного, негативные же вполне отчетливы - повышение цен, возникшие юридические и имущественные вопросы. И даже проблемы с водоснабжением сельского хозяйства, больно задевшие традиционно занятых в нем татар - все это вполне питательная среда для возникновения самых неприятных последствий. И об этом следует помнить.

Сообщество татар крайне неоднородно. Ошибкой было бы думать, что татары едины в мнениях, оценках и намерениях. Это множество самых разных настроений, ценностей, взглядов, да и попросту - это очень разный уровень доходов и как следствие социальной удовлетворенности. И все это в комплексе, весьма тучная почва для антироссийских настроений. И самое главное - за пределами Крыма и России есть немало желающих эти настроения подогреть.

По личному опыту могу утверждать. Мои ближайшие родственники-татары в Крыму - очень небогатые фермеры. Общаясь с ними, и обсуждая присоединение Крыма к России я вижу - мои родные настроены вполне оптимистично, терпимо относятся к трудностям… Но когда собирается вся семья, приезжают дальние родственники, старики, друзья, соседи - ситуация в корне меняется.

Фермер Центрального Крыма. Оптимизм и гостеприимство

В обществе, публично поддерживать присоединение - неприлично. Это нарушает какие-то глубокие, внутренние наборы ценностей, почти сакральные атрибуты. Это что-то укоренившееся, что-то похожее на примету. Как например у русских - нельзя здороваться через порог. В итоге, каждый наедине с собой или в узком кругу семьи - вполне либерален, и готов рассматривать Русскую Весну как положительное, и даже радостное событие. Но «на людях» это неприлично. Вероятно, это неприлично, потому что разрушает шлейф жертвенности, который так любовно воспитывался в среде татар в последние 20 лет.

Татары, которые возвращались из Узбекистана в Крым - не были жертвами. Они были победителями. Они гордились возвращением. Более сорока лет жизни в Советском Союзе в какой-то момент перестали быть изгнанием. Крымские татары стали, наравне с русскими специалистами, интеллектуальной элитой Узбекистана. Пользовались уважением, и были органичной и весьма влиятельной частью общества.

Потом наступило время возвращения, и в самом начале, с 87-го по 92-й год это было именно триумфальное возвращение! И следует понимать - мы возвращались в Крым, а не на Украину. Для нас в тот момент не существовало Украины. Это был все еще момент инерции Советского Союза - это была продуманная программа, вмещавшая в себя огромный пласт экономической, профессиональной, социальной адаптации в Крыму. И внезапно все закончилось.



Люди оказались брошенными в малообжитых населенных пунктах, без поддержки государства, без нормальной крыши над головой, в ситуации нарастающего экономического кризиса. Году в 94-м стало заметно, что Крым имеет какое-то отношение к Украине. Началась украинизация, передел собственности, и в этих условиях неустроенное, но при этом социально активное татарское население оказалось прекрасным инструментом для нагнетания напряженности. За 20 лет для нас не было сделано ничего, но при этом в сознание татар активно накачивалось сознание ПОТЕРПЕВШЕЙ СТОРОНЫ.

Татар продолжали калечить, формируя сознание жертвы. К счастью, татары жизнерадостный, умный и активный народ. Так просто превратить их в толпу недовольных и агрессивных маргиналов не вышло. Однако попытки продолжались до марта 2014 года.

Ключевую роль в культивации комплекса жертвы играл меджлис. Особенно обострилась эта роль после оранжевой революции и прихода к власти Ющенко. В это время особенно громко зазвучали темы «голодомора» и депортации крымских татар, и на этот раз тональность была уже откровенно русофобская, антироссийская.

Именно меджлис создавал атмосферу противостояния, меджлис до последнего времени позиционировал татарское население как СТОРОНУ КОНФЛИКТА и не уставал создавать провокационные ситуации. Мустафа Джемилев, как глава меджлиса, и активный эмиссар Киева, умело манипулировал эмоциями задевая струны старых обид татарского народа. Достаточно почитать старые или совсем свежие интервью Джемилева чтобы понять - категории его мышления это тюрьма, уголовный мир, лишения и напасти. И действительно - у него 7 судимостей, и все они в сущности, получены за попытки организовать кровопролитие. Поток депрессивной, пугающей и деморализующей информации течет в головы некоторых татарских лидеров и сейчас. Джемилев продолжает свою разрушительную работу. Он так и остался заключенным, и делает все, чтобы психологию зэка распространить на всю крымскотатарскую татарскую нацию. Вероятно, с этой целью и предпринимаются попытки снова создать меджлис.



По моему скромному мнению, крымским татарам не нужна ПОЛИТИЧЕСКАЯ организация. Именно меджлис позиционирует татар как сторону конфликта, и ставит татарский народ в положение «государства в государстве», что с одной стороны превращает их в грозную силу, но с другой - препятствует полной интеграции татар в культуру и экономику полуострова.

Татарам настоятельно необходимы свои собственные культурные и образовательные институты, которые позволят в первую очередь развивать национальную культуру, язык, традиции и при этом, органично вписываться в современную картину Крыма.

В этой ситуации крайне странно выглядят попытки реанимации в сущности антироссийского, и насквозь политизированного органа власти — Меджлиса. Весьма вероятно в «новый» меджлис попадут все те же лица, и накачка антироссийских, и в сущности противоречащих интересам татар настроений - продолжится. Продолжится давление на собственный народ, который за долгие годы фантомной борьбы «за свободу татарского народа» уже устал: устал от националистов-руководителей, от националистических настроений, от экономической блокады, от падающего уровня жизни. 

Настала пора полностью переосмыслить роль меджлиса, и усомниться в его эффективности для обеспечения благосостояния татар. Меджлис эту функцию не выполнял никогда, и не будет выполнять в своей новой реинкарнации - в самой его идее не изменилось ничего - меджлис это орган якобы «защищающий жертв». А татары не жертвы. Это свободные люди, которые сумели вернуть себе родину.

Татарам необходимо интегрироваться в органы власти, и самым коротким, очевидным путем строить лучшую жизнь. Способ должен быть единым для всех жителей полуострова - гражданское общество, активный общественный дискурс и свободные выборы. Пора навсегда попрощаться с позицией слабости, обиженности и жертвенности. Крымские татары - это народ воспитавший талантливых управленцев,  конструкторов, юристов, музыкантов и художников и роль «вечного льготника» нашему народу ни к чему. Это вызов современности, и этот вызов следует принять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий